статьи

«ЭКОНОМИКА» МУСОРОВОЗА: ОЧЕВИДНЫЕ И НЕОЧЕВИДНЫЕ ФАКТОРЫ

10.07.2020

img

2018 и 2019 гг. – время резкого роста продаж техники для сбора и транспортировки отходов. В этот период формировали свои основные производственные мощности регоператоры по обращению с ТКО и транспортные компании, получившие дополнительные контракты в ходе формирования новой системы обращения с отходами в стране. Высокий спрос спровоцировал появление новых имен и брендов на рынке. Сейчас в России около сорока отечественных и импортных производителей мусоросборочного оборудования. К настоящему времени базовые потребности перевозчиков в технике уже закрыты и наступает время формирования долгосрочных производственных стратегий и выбора оптимальных транспортных решений, которые позволят оказывать услуги на всем протяжении действия контракта с максимальной отдачей для бизнеса. О том, каким должен быть самый эффективный современный инструмент для транспортировки отходов, мы поговорили с генеральным директором ООО «РГ- Техно» Романом Лобовым.


«РГ-Техно» – один из крупнейших поставщиков мусоросборочного оборудования в России. За 12 лет работы компания выпустила более 1 700 единиц премиальной техники.


– Роман, ваша компания предлагает один из самых дорогих продуктов на рынке. Насколько, на ваш взгляд, это предложение отвечает нынешнему состоянию отрасли?


– Знаете, слово «дорого» мы слышим, пожалуй, от каждого клиента, с которым когда-то начинали работать или начинаем сейчас. Тут важно понимать, о каком «дорого» идет речь. Обычно цена автомобиля играет не главную роль при оценке его эффективности как инструмента. Эффективность инвестиций в основные средства правильнее всего оценивать с точки зрения соотношения затрат к прибыли или к объему выполненных работ. Но помимо очевидных экономических расчетов, есть и другие бизнес-факторы – например, ограничение по объему первоначальных инвестиций или отсутствие внутренних ресурсов для поддержания работоспособности техники: создание ремонтной базы с нуля тоже очень затратное мероприятие. За 12 лет присутствия на рынке с каждым из этих «дорого» мы провели огромную работу, и сейчас наше предложение одно из самых сбалансированных с точки зрения возврата инвестиций.

– Из чего же складывается этот баланс?


– Если коротко, – из свойств продукта и качества сопутствующих сервисов. Наверное, не очень понятно, как это влияет на экономику процесса, поэтому стоит рассказать подробнее. Есть множество факторов, которые отвечают за экономический результат. Не все из них просто посчитать, но каждый влияет на себестоимость оказываемой услуги. Все эти факторы можно условно разделить на пять групп: одни отвечают за количество простоев техники, вторые – за ее производительность, третьи – за эксплуатационные и внутренние затраты, четвертые – за структуру прямых затрат на покупку техники, пятые – за эффективность пред- и постпродажных коммуникаций с поставщиком.


– Давайте по порядку. С количеством простоев, казалось бы, все понятно: чем надежнее техника, тем меньше она ломается, так?


– При расчете возврата инвестиций на единицу техники количество простоев – один из ключевых параметров. Чем больше машина работает, тем больше прибыли приносит. Надежность здесь – это опять же только один из факторов. Он, безусловно, очень важен. Над этим фактором мы работаем постоянно: вносим изменения в конструкцию, повышая надежность отдельных узлов, а также занимаемся развитием системы контроля качества на производстве, чтобы снизить количество возможного производственного брака. Кроме того, мы стараемся максимально адаптировать продукт к климатическим условиям и специфике эксплуатации. Это снижает риск отказа техники из-за внешних воздействий. Тем не менее нужно понимать, что даже лучшая техника иногда ломается, и в этой ситуации количество простоев уже зависит от того, как быстро поломки будут устранены: собственными силами эксплуатирующей компании или силами сервисной службы производителя. Возникают еще три важных фактора: ремонтопригодность оборудования, скорость отклика сервисной службы и доступность запчастей, а также корректная эксплуатация и превентивные меры. Некоторые производители стремятся «заработать все деньги мира», и даже мелкие поломки бывает невозможно устранить «в поле» силами водителя, так как для этого требуется сложное диагностическое оборудование или особая квалификация.


У нас в этом отношении другая позиция – большую часть мелких поломок у наших клиентов мы устраняем онлайн: консультации дают наши технические специалисты и встроенная система диагностики и управления надстройкой. За годы работы мы создали, пожалуй, крупнейшую в нашем сегменте сервисную сеть из 35 сервисных станций в регионах. На каждой станции работают обученные специалисты и располагается собственный склад запчастей. Наш сервисный центр в г. Люберцы принимает клиентов Московского и близлежащих регионов, а также производит сложные и капитальные ремонты для всех наших клиентов. В этом году мы откроем в Люберцах новую сервисную станцию на 9 постов, где сможем производить до 5 000 ремонтов в год.
Служба «Мобильного сервиса» осуществляет ремонт и обслуживание нашей техники на базе заказчика, а также проводит обучение персонала. Мы уделяем этому особое внимание, так как правильно подготовленный персонал – одна из гарантий грамотной эксплуатации и обслуживания техники. Этот фактор также серьезно влияет на количество внеплановых простоев.
Таким образом, мы добились того, что для новых автомобилей количество простоев в среднем не превышает 8–12 дней в год, а для автомобилей старше 3–5 лет составляет около 18–24 дней в год.


– А из чего складывается производительность оборудования?


– Прежде всего, из его технических возможностей – коэффициент прессования, объем кузова. Тут наше оборудование давно и хорошо себя зарекомендовало. Zoeller и FAUN, оборудование которых мы поставляем, – это лидеры и в своем роде основатели трендов в разработке мусоросборочного оборудования в Европе. На производительность также влияет возможность использовать один автомобиль для различных транспортных задач – например, для работы в узких дворах и на широких улицах; с различными видами контейнеров и накопителей. Один автомобиль решает сразу несколько задач – в итоге меньше плечо вывоза, меньше машин, меньше затраченного времени, эффективнее логистика. Большую роль играет комплексное конструкторское решение – сочетание оборудования и шасси: его маневренность, проходимость, весовые и габаритные характеристики.
Нечасто при покупке мусоровоза в мусоровывозящей компании задумываются о комфорте водителя. Однако это тоже имеет немалое значение: когда водитель или оператор меньше устает и работает в удобной среде, скорость работы выше, а риск нештатных ситуаций снижается.


– Каким образом вы помогаете клиентам снижать эксплуатационные затраты?


– Начну с самого простого. С топлива. Современные автомобили имеют экономичные двигатели и потребляют меньше ГСМ. Встроенные системы мониторинга рабочих параметров шасси предотвращают хищение топлива, предоставляя полную информацию о пройденных маршрутах и расходе ГСМ. Шасси европейских производителей, с которыми мы работаем, – Scania, Mercedes Benz, Volvo – оснащены системой анализа действий водителя, что позволяет снизить потребление топлива и расходных материалов благодаря коррекции водительских навыков.
Что касается затрат на текущее и плановое обслуживание оборудования, – мы добиваемся их оптимизации за счет гибкой, прозрачной и лояльной ценовой политики на сервис, ремонт и запчасти. Расходы на обслуживание надежной техники легко прогнозируются, это важно для финансового планирования. Кроме того, когда такая техника еще и обеспечена качественной внешней сервисной поддержкой, – это существенно снижает внутренние затраты на организацию ремзоны и оплату труда технического персонала.
Наша техника имеет длительный срок службы. Даже при интенсивной эксплуатации, автомобиль служит 10–12 лет при корректном использовании и своевременном проведении текущего и капитального ремонтов. Инвестиции в ремонтные работы при сохранении производительности и работоспособности оборудования всегда предпочтительнее вложений в новую технику. Доказательством этому служит тот факт, что наши машины крайне редко появляются на вторичном рынке и имеют высокую остаточную стоимость при продаже.
Высокая производительность оборудования также оказывает положительное влияние на оптимизацию затрат на персонал и логистическое планирование: меньше машин – меньше лишних пробегов и лишнего персонала.


– Отвечая актуальным требованиям рынка, наши партнеры разработали для регоператоров и перевозчиков ТКО специальные программы финансирования. С минимальными первоначальными взносами и особой структурой платежей, учитывающей финансовую специфику отрасли. Такие программы есть в первую очередь у собственных лизинговых компаний производителей шасси: «МБФСР» (Mercedes Benz), «Скания Лизинг» (Scania), «Вольво Финанс Сервис Восток» (Volvo Trucks), а также у других наших партнеров. Подробнее можно узнать у наших менеджеров.


– Вы говорили о факторах, которые «сложно посчитать». О чем идет речь?


– Приведу простой пример. Решение о покупке техники, как правило, принимают финансисты на основании коммерческих предложений с красивыми цифрами, которые иногда далеки от реальности. Их задача – на основании этих цифр получить привлекательную финансовую модель. На деле это приводит к разбалансированному бюджету и срывам производственного процесса. Когда в предложении написано: «коэффициент прессования – до 1:9», – это вроде бы и не ложь, если мы будем прессовать, например, вату, но этот показатель не может учитываться при расчетах производительности техники как постоянный. Реальный средний коэффициент уплотнения ТКО будет от 3 до 7, причем для техники низкого качества он будет со временем ухудшаться. Или в ответ на пункт ТЗ «трехосное шасси с подруливающей осью» мы получаем два предложения от разных производителей: один указывает колесную формулу 6 ×2/4, а второй 6 ×2*4. Формально оба варианта отвечают ТЗ. Однако расположение подруливающей оси у них разное, и они будут сильно отличаться с точки зрения маневренности. Одна машина заезжает во двор и выезжает из него за один подход, а вторая будет долго маневрировать вперед-назад, теряя время и топливо. Очень трудно перевести это в деньги на этапе рассмотрения предложений, но именно из таких деталей и складывается «экономика» мусоровоза.

Что еще трудно посчитать? – Время, затраченное на решение проблем, которые неизбежно возникают, – это пресловутый человеческий фактор, риски при планировании и прогнозировании деятельности. Мы стремимся к реализации принципа «одного окна» для наших клиентов. Мусоровоз – сложный составной продукт. И он лишь часть решения задачи по сбору и транспортировке ТКО. В «РГ-Техно» можно обратиться для решения всей задачи в комплексе: получить техническую консультацию, рекомендации по финансированию, организации внутреннего и внешнего сервисного обслуживания, любую нужную информацию и сопутствующую продукцию. У нас есть собственная компания, которая занимается производством и поставкой всех видов пластиковых и металлических контейнеров для отходов. Имеются у нас и собственные механизмы финансирования покупки контейнеров нашего производства. Машины и контейнеры всегда есть в наличии. Мы понимаем, что для наших клиентов важна возможность получить оборудование оперативно и незамедлительно приступить к работе.


Я уже упоминал, что большое внимание мы уделяем обучению персонала мусоровывозящей компании. Хочу еще раз призвать руководителей максимально использовать все возможности, которые мы для этого предлагаем. Квалифицированные водители и механики – залог хорошего состояния и работоспособности техники. Помимо выездного обучения при передаче новых машин, мы проводим бесплатные учебные программы на заводе «РГ-Техно» в Люберцах. Для топ-менеджмента и руководителей технических служб наших клиентов мы регулярно организуем выездные мероприятия по обмену опытом с зарубежными коллегами с посещением заводов наших партнеров Zoeller, FAUN и др., а также европейских предприятий в сфере обращения с отходами.

Ежегодно мы проводим отраслевую конференцию, в которой принимают участие наши клиенты и партнеры со всей страны. Мероприятие посвящено новым технологиям и бизнес-решениям для транспортировки и обработки отходов и является одной из самых эффективных площадок для общения с коллегами, единомышленниками, поставщиками и экспертами. В этом году конференция пройдет в новом месте и в новом для нас формате: станет более интерактивной, обеспечит максимальную вовлеченность и отдачу для каждого участника. Не буду рассказывать обо всех сюрпризах, которые мы готовим, но обещаем, что будет, как всегда, полезно, познавательно, уютно и весело. Регистрация на сайте конференции уже открыта (conf.rg-techno.ru).